Неврозы — это относительно неглубокие в большинстве случаев обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием на личность различных психических травм. Неврозами страдают от 3 до 20% всего населения. У девочек неврозы возникают в 3 раза чаще, чем у мальчиков.
При неврозе происходит расстройство системы отношений, причем основное значение приобретает нарушение отношения к себе, проявляющееся в заниженной или противоречивой самооценке. В развитии неврозов имеют значение личностные конфликты.
В детском возрасте внутриличностные конфликты нестойки и рудиментарны, большее значение имеют межличностные конфликты в семье. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях могут иметь как внутри, так и межличностные конфликты, отчего у одних возникают неврозы, у других – нарушения поведения и влечений.
В происхождении неврозов у детей и подростков имеют значение органические заболевания, особенности формирующейся личности, патологизирующее семейное воспитание. Все встречающиеся у детей неврозы принято делить на общие и системные. По частоте заболеваемости неврозы распределяются следующим образом:
I. Общие неврозы:
1. Истерический невроз.
2. Астенический невроз.
3. Невроз навязчивых состояний.
II. Системные неврозы:
логоневроз (заикание), тики, энурез, энкопрез.
Общие неврозы:
Истерический невроз чаще возникает у детей и подростков с чертами личностной незрелости, инфантилизма, демонстративности, склонности к фантазиям, реакциям гиперкомпенсации. Истерический невроз в раннем детстве может проявляться расстройством физиологических функций (дыхания, глотания, мочеиспускания, дефекации), расстройствами речевой сферы – мутизм, моторной сферы. В более старшем возрасте проявления истерического невроза более разнообразны, в большей степени захватывают эмоциональную и когнитивную сферы и, по сути, не отмечаются от истерического невроза взрослых.
Неврастения (астенический невроз). У детей дошкольного возраста в ответ на психотравмы возникают психогенные астенические реакции. Дети осторожны, боятся риска, конкуренции, ситуаций типа «экзамен», эмоциональных и интеллектуальных напряжений.
Симптоматика представлена головными болями и болями в области сердца, страхами, тревожностью, нарушениями сна, ипохондрическими опасениями.
Невроз навязчивых состояний. Чаще всего дети с неврозом навязчивых состояний вырастают в условиях «повышенной моральной ответственности», при которой главными ценностями в жизни являются гипертрофированное следование долгу и игнорирование собственных эмоциональных и телесных импульсов.Невроз навязчивых состояний проявляется в виде психогенных навязчивых реакций, которые клинически выступают в форме навязчивых фобий, движений и действий.
Системные неврозы:
Тики невротические — являются непроизвольными, внезапными, быстрыми, повторяемыми, неритмичными, стереотипными движениями или вокализацией.
В развитии тиков играют роль как генетические, так и психогенные факторы. В основе транзиторного тика лежит подавленная агрессивность у ребенка. Тики чаще являются двигательными в виде мигания или иного движения лицевых мышц, языка, нижней челюсти, мышц шеи. Более редкими являются тикозные движения верхних конечностей, еще более редкими — туловища и нижних конечностей. В большинстве случаев тики с годами проходят, появляясь лишь в стрессовых ситуациях.
Невротический энурез. Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное время. Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.
Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении – развод родителей, их выраженный конфликт, рождение братьев или сестер, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза.
Невротический энкопрез — неспособность контролировать выделение кала, вследствие чего обнаруживается непроизвольное или произвольное недержание кала в местах, неуместных для этой цели.
Задержка формирования навыков опрятности, контроля за дефекацией связана с нарушением социализации ребенка – преждевременная стимуляция его умения пользоваться горшком, унижение и наказание ребенка при неудачах в дефекации, атмосфера подавления самостоятельности в проявлении своих желаний. Распространенность заболевания составляет 1,5% в возрасте до 5 лет. В подростковом возрасте встречаются редко.
Логоневроз (невротическое заикание) – психогенное расстройство ритма, темпа, плавности речи, которое связано с судорогами мышц, осуществляющих акт речи.Хронические и острые психические травмы — конфликты в семье, эмоциональное отвержение ребенка и основанное на нем воспитание по типу доминирующей гиперпротекции.
Первые признаки – повторение начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в моменты эмоционального напряжения в ситуациях типа «экзамен». Эпизоды заикания сменяются эпизодами речи без нарушений. Симптомы могут отсутствовать при пении, декламации или при взаимодействии с животными и неодушевленными предметами.
Основные принципы лечебной терапии неврозов:
1. Предпочтительный выбор психосоциальных воздействий перед медикаментозным лечением.
2. Дифференцированность и последовательность проведения реабилитационных программ.
3. Предпочтительность лечения в амбулаторных и полустационарных условиях.
4. Командное обслуживание больных детей усилиями врача-психиатра, психотерапевта, клинического психолога, социального работника, педагога и среднего медицинского персонала.
Главный детский специалист психиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Н.Ю. Лукина