Условно факторы риска развития наркозависимости можно разделить на 3 группы:
- внутрисемейные;
- социальные (подростковая среда);
- личностные.
Давайте попробуем проанализировать их подробнее.
- Невозможность войти в мир взрослых без борьбы. Отсутствие принятия со стороны значимых взрослых и, в первую очередь, родителей.
- Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы в реализации новых взрослых возможностей подростка.
Если определять самоуважение по формуле,
успех |
|
Самоуважение |
= |
уровень притязаний |
где уровень притязаний характеризует степень сложности тех новых «взрослых» задач, которые подросток ставит перед собой, то самоуважение подростка в ситуации противодействия стремится к нулю.
- Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные, высокие показатели отчуждения детей и родителей. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе.
- Неспособность освоить взрослое социальное пространство, пространство человеческих взаимоотношений в позиции диалога «взрослый» — «взрослый».
- Закрытый, жёстко иерархизированный тип семьи со статичными, негибкими ролями её членов, формальными отношениями и преобладанием оценочно-контролирующей функции в ущерб ситуации самораскрытия, доверия и равнопартнёрства.
- Наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
- Неприятие личности подростка со стороны референтных групп сверстников. Он должен изменять своему «Я» и жить по законам данной группы.
- Недостаточное признание собственных заслуг в значимой подростковой среде. Низкая внешняя оценка в случае незрелости «Я» автоматически порождает низкую самооценку.
- Преобладание имитационного поведения («быть как все»).
- Высокие факторы зависимости от реакции друзей и ситуации, пассивность в изменении среды.
- Необходимость принадлежности к какой-либо молодёжной группе или компании, как средство усиления собственного «Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции, «мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются границы «Я» и начинаются границы «мы».
- Отсутствие близкого друга или близких друзей. Низкие показатели успеха и популярности у лиц противоположного пола.
- Низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость, неумение добиваться своей цели, стремление получить от жизни всё «здесь и сейчас».
- Ранимость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению своих чувств и контролю над ними, подгонка собственных чувств и эмоций под эмоциональный ряд внешнего окружения.
- Повышенная внушаемость и конформность.
- Стремление к удовольствию и изменению эмоционального состояния оказываются выше навыков самоконтроля.
- Неприятие «Я-реального», называемое комплексом неполноценности, при котором низкая самооценка сочетается с завышенными требованиями к себе. Именно наркотик часто становится главным способом её повышения.
- Неспособность справиться с навалившимся грузом экзистенциальных проблем, отсутствие навыков преодоления чувства одиночества и подавленности, низкая саморегуляция.
- Незрелость мотивационно-потребностной сферы подростка. Доминирование «низших» потребностей по Маслоу (физиологических и потребности в безопасности) над «высшими» (потребность в любви и привязанности, уважении и статусе, самореализации).
- Несформированность морально-этических норм и принципов, делающих раскаяние невозможным в силу отсутствия внутреннего конфликта.
- Неготовность принять на себя ответственность за собственную жизнь и собственные поступки. Стремление пользоваться взрослыми возможностями, делегируя ответственность либо семье, либо школе, либо «вожакам стаи». В психологии это называется экстернальным локусом контроля.
- Зашкаливающие барьеры критичности по отношению к миру взрослых, невозможность вычленить факторы общности с ним.
- Полный негативизм по отношению к значимым взрослым без попытки анализа поступающей информации.
- Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного выхода из конфликта. Асоциальное поведение.
- Низкая индивидуальная способность психологической защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным напряжением.
- Низкий уровень заботы о себе в сочетании с неготовностью просить психологическую помощь в стрессовой ситуации.
- Безрассудное стремление к риску и поиску острых ощущений.
- Незрелость механизмов логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.
- Низкий уровень познавательных интересов. Слабые академические успехи, порождающие эффект школьной тревожности.
- Отсутствие постоянных и устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление инфантильности личности, неспособной найти себе дело по душе.
- Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за своё будущее.
- Наличие других форм зависимого поведения (склонность к азартным играм, компьютерная и Интернет зависимость).
- Перенесённые в детстве травмы головного мозга, в том числе родовые травмы.
- Неудовлетворённость собственным физическим обликом и его несоответствие идеалам мужественности/женственности, принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового созревания.
врач психиатр-нарколог ГУЗ «Костромской
областной наркологический диспансер»
В.А. Дадин