Суицид – умышленное лишения себя жизни. Степень желаемости смерти может быть различной, что находит отражение в условиях и способах реализации суицидальных тенденций.
Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.
Динамика суицидального поведения
Суицидальное поведение, как бы быстро оно ни развивалось, всегда имеет определенную фазность. Самоубийству препятствует пресуицид.
Он имеет 2 фазы:
1 фаза. Предиспозиционная фаза. Она характеризуется исключительно высокой активностью человека, но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль и ее неразрешимости. Человек остро ощущает невыносимость существования, констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. В этой фазе еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.
Поведенческие предвестники суицида схожи с поступками человека, который собирается надолго уехать- приведение в порядок вещей, бумаг, дел, дарение вещей, написание завещаний и т.д.
2 фаза. Собственно суицидальная фаза. Человек не вышел из кризиса, не получил поддержки. Происходит углубление дезадаптации, возникают суицидальные мысли, человек обдумывает способы самоубийства. На этом этапе усилия педагогов и психологов по предотвращению самоубийства, как правило, неэффективны, необходимо вмешательство врача-психиатра.
Существуют 3 основных признака надвигающегося суицида:
— скрытый гнев. Гнев скрывают, выдавая его за другие чувства, он направлен вглубь себя, похоронен; тяжелая потеря; положение дел не улучшается; никто не может помочь; нет никакой надежды;
— человек охвачен чувством беспомощности;
— уход из жизни крайне важен, его надо спокойно обдумать, отложив на некоторое время.
Причины самоубийства
До настоящего времени дискутабельным является вопрос: суицид – это всегда психическое расстройство или в ряде случаев это психическая норма, обдуманный, рациональный уход из жизни? Эдвин Шнейдман пишет, что почти во всех случаях к самоубийству приводит боль особого вида – психическая боль… душевная боль. Она порождается фрустрированными или искаженными психологическими потребностями. Самоубийство – драма, происходящая в первую очередь в душе человека. Смерть вследствие самоубийства является многогранным событием – в ней всегда имеет место биологические, культуральные, социологические, межличностные, интрапсихические, логические, филосовские, сознательные и бессознательные элементы – но все главной остается его психологическая природа.
Оптимальным путем к пониманию самоубийства является не изучение структуры мозга, социальной статистики или психических заболеваний, а непосредственное исследование человеческих чувств… Самые важные вопросы к потенциальному самоубийце – «что у вас болит?», «как я могу вам помочь?» Смерть вследствие самоубийства – это бегство от душевной боли. Душевная боль порождается чрезмерно сильными чувствами стыда, вины, страха, тревоги, одиночества. Мысль о самоубийстве рождается, когда душевная боль становится непереносимой. Самоубийство – результат трагедии, происходящей в душе человека.
Главным источником душевной боли являются фрустрированные психологические потребности. Мы проживаем свою жизнь в погоне за удовлетворением психологических потребностей – это потребности в достижениях, межличностных связях, власти, избегании опасности, автономии, любви и поддержке, понимании и др. Вся наша деятельность дома, в школе, на работе, в снах и фантазиях является ничем иным, как проявлением этих потребностей, которые мотивируют нашу жизнь.
Особенности суицидального поведения детей и подростков
Для дошкольника несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни). До 3х лет ребенок еще не имеет границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает живое и мертвое. У него нет представлений о времени, о будущем, а значит, о жизни и смерти.
У дошкольников некоторое представление о смерти уже, как правило, сформировано. Однако они считают смерть уделом исключительно стариков, не допуская возможности собственной смерти. У большинства детей этого возраста нет понимания необратимости смерти.
У школьников уже отмечается четкое разграничение понятия жизни и смерти, хотя смерть еще и продолжает оцениваться как временное явление. При этом у многих уже есть страх умереть, чаще встречается страх смерти родителей.
У подростков достаточно хорошо развита способность к абстрактному мышлению. Им свойственно размышление о жизни и смерти, повышен интерес к этим темам, что находит отражение в молодежной субкультуре, модных молодежных течениях («эмо», «готы» и др.).
Их представления о феномене смерти приближаются к представлениям взрослых. С 12 лет почти у всех девочек есть понимание конечности жизни, у мальчиков это понимание формируется к 15 годам, но лишь 20% подростков осознают, что смерть есть окончательное прекращение физической и духовной жизни. Остальные отрицают необратимость смертельного исхода, верят в реинкарнацию, в загробную жизнь. В связи с этими особенностями у детей значительно сложно, чем у взрослых отличить истинные суицидальные акты от демонстративных имитаций.
Дети признают возможность двойственного бытия: быть умершим и в то же время самому наблюдать отчаяние окружающих, быть свидетелями своих похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти – отличительная черта психологии детей. К суицидальным попыткам детей следует относиться очень серьезно, т.к. они не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти все зависимости от формы самовоздействия.
У подростков есть страх смерти, но он не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка, эгоцентризм, метафизическая интоксикация создают условия для снижения ценности жизни.
Суицидоопасные конфликтные ситуации у детей и подростков могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Максимализм оценок, неумение прогнозировать исходы ситуации. Предвидеть последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта создавали ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества. Статистически подтверждается повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте. Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте зависит от особенностей личности суицидента.
Имеют значение эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, эксплозивность, импульсивность.
При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаруживается обогащенный семейный анализ: алкогольная зависимость, тяжелые характеропатии и акцентуации характера у родителей, клинические очерченные депрессии и др.психозы у родственников, случаи самоубийства в семьях.
Суицидальное поведение у детей до 12 лет, как правило, связано с выраженным шизофреническим процессом.
В пресуицидальном периоде у подростков встречаются различные депрессии ситуационные реакции. Суицидоопасные депрессии у подростков протекают атипично, маскируясь сомато-вегетативными, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфоманическими симптомами, метофизической интоксикацией.
К основным факторам, которые нужно учитывать при изучении риска суицидального поведения (общим для взрослых и детей) относятся:
— Культурологический,
— Национальный,
— Религиозный,
— Гендерный (♀ в раза чаще предпринимают суицидальные попытки, но суициды в 3 раза чаще у ♂),
— Фактор психического и соматического здоровья.
Эскироль считает, что все самоубийцы – душевно больные.
К.Ясперс отмечает, что 1/3 самоубийств совершают душевнобольные, а 2/3- лица с отклонениями от нормы.
В.Я.Гиндикин приводит данные, что в 90% случаев истинное суицидальное поведение связано с психическими состояниями и только в 10% люди не имеют психических расстройств.
С точки зрения А.А.Бермана, люди, страдающие недиагносцированными психическими расстройствами, совершают около 90% суицидов. Чаще всего это тревожные и депрессивные состояния, шизофрения, алкоголизм, наркомании. Около 1/3 взрослых совершают суицид на фоне серьезных соматических заболеваний.
Главный детский внештатный специалист психиатр департамента здравоохранения Костромской области
Н.Ю. Лукина