Юношеский максимализм – это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах, полярности в суждениях и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди.
По современно возрастной периодизации юношеский возраст приходится на диапазон от 15 до 22 лет, в нем выделяют поздний подростковый или ранний юношеский возраст (15-18 лет) и поздний юношеский возраст (18-22-23 года). В раннем юношеском возрасте еще сохраняются черты подросткового пубертатного криза, для которого характерны стремление к эмансипации, группированию со сверстниками, критицизму, негативизму, стремлению противопоставить себя миру взрослых, выраженные характерологические реакции, связанные с формирующим сексуальным влечением, импульсивность в поступках. В этом возрасте подросток окончательно утверждает себя в мире сверстников. Для более позднего юношеского возраста характерно стремление найти себя в целом сообществе, т.е. формируется мироощущение, мировосприятие, мировоззрение. Юноши задумываются о своем месте, роли, предназначении в этой жизни. Их начинают волновать глобальные вопросы о цели и смысле жизни.
Максимализм юношеского возраста – это не отрицание авторитета взрослых и негативизм подростка, а выраженное стремление к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, а также к совершенству. Этот максимализм проявился в высказываниях одного из молодых людей, десятиклассника: «Я обязан знать досконально и на отлично все школьные предметы». Молодые люди этого возраста стремятся к совершенству в спорте, учебе в научной работе, во внешности.
Юношество – это возраст окончательного формирования высшего типа мышления – абстрактно-логического, отсюда повышенное стремление к филисофским рассуждениям, стремление постичь тайное, непонятное.
Максимализм молодых обусловлен не только особенностями формирований психики, но и недостаточностью практического опыта, жизненных знаний, для того, чтобы стать «гибким», понимающим, терпеливым, мы обязаны в жизни «набить собственные шишки».
В.В.Ковалев, отечественный психиатр считал, что в подростково-юношеском возрасте преимущественным уровнем нервно-психического реагирования является эмоционально-идеаторный. Именно эмоциональная и идеаторная сферы наиболее подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов. В целом максимализм подростков делает их уязвимыми в некоторых жизненных ситуациях, может вызвать декомпенсацию психического состояния, привести к неврозам, пограничным расстройствам или даже психозам.
В психиатрии описаны расстройства, которые встречаются исключительно в диапазоне 15-23 лет. В этом возрасте возникают дисморфофобии (страх навязчивого характера, несовершенства или «уродства» собственной внешности- «кривой нос», «толстые» или «короткие ноги», угревая сыпь – все может стать объектом пристального внимания подростка, сопровождается тревогой, депрессией). Дисморфофобия может перейти в следующую стадию – дисморфоманию-болезненную убежденность в наличии какого-то внешнего «уродства». Мысли о своем несовершенстве становятся сверхценными, доминирующими, подавляющими, подросток охвачен этими мыслями, начинает активные действия по исправлению своего мнимого уродства в ущерб другим занятиям и даже своему здоровью. Некоторые подростки «ходят по врачам», обследуются, «терроризируют» родственников, которые, по их мнению, недостаточно им сочувствуют и не стремятся помочь. Особенно опасно, когда подросток с дисморфофобией прибегает к повторным пластическим операциям, упорно уродует себя в тату-салонах, делает пирсинг, изменяет форму ушных раковин, обезображивает свой язык, затачивает зубы, удаляет ребра , чтобы «талия была тоньше». Максимализм проявляется в том, что даже после многочисленных манипуляций с собственным телом, они не находят совершенства в нем, не успокаиваются, быстро обнаруживают новый «изъян».
Одним из вариантов дисморфофобии юношеского возраста является нервная анорексия. В последнее время случаи заболевания нервной анорексией участились. Это почти исключительно болезнь девушек, и первый приступ обычно возникает в 15 лет. Девушки с нервной анорексией стремятся максимально похудеть, чтобы походить на моделей из журналов, модных подиумов, кинозвезд, популярных певиц. Они жестко ограничивают себя в еде, изнуряют физическими упражнениями. В стремлении сбросить вес они проявляют упорство, хитрость, изобретательность, вводят в заблуждение родственников, врачей, утверждая, что у них нет аппетита, болит желудок. На самом деле аппетит у них сохраняется, но пищу они выбрасывают, вызывают у себя рвоту, закармливают младших братьев и сестер. При нервной анорексии важно вовремя заметить необычное похудание у девушки, в сочетании с ограничением себя в еде и чрезмерной физической нагрузкой. При отсутствии своевременно оказанной помощи дисморфоманическая стадия этого заболевания может перейти в кахектическую, которая может привести к смерти.
При нервной анорексии крайне важна позиция матери в семье. Есть «присоединяющиеся» матери, которые безусловно верят своим дочерям, потакают, обследуют в клиниках, верят в могущество диет, нетрадиционные методы лечения. Таким мамам важно вовремя «отступить», посмотреть на проблему не глазами любимого ребенка, а трезвым здоровым взглядом, проявить настойчивость, упорство в отстаивании болезненности убеждений дочери, серьезно воспринимать советы специалистов — психотерапевтов, психиатров.
Для подростков и юношей с их максимализмом характерны патологические увлечения. Молодые люди со страстностью ищут идеалы, кумиров. Многие вступают в неформальные молодежные группировки. При этом они слепо, некритично принимают все, что пропагандируют их кумиры. Молодежные группы в обществе существовали во все времена, в современном обществе они разные, меняются, некоторые связаны с музыкальными пристрастиями («рок», «рэп», «готический рок», «тяжелый рок» и т.д.). Есть молодежные группировки, идеализирующие и романтизирующие смерть ( «готы», «пинки» и «эмо»). Опасно, когда в число членов этих групп попадают молодые люди с акцентуацией характера, расстройствами психики, которые под влиянием «учений» могут пытаться свести счеты с жизнью и даже совершают суициды. Максимализм взглядов толкает некоторых молодых людей в неформальные политические группировки («скинхэды», «наци» и др.). В этих группах молодые люди с их максимализмом, с неустойчивой психикой могут совершать тяжелые, агрессивные деликты. Широко известны случаи, когда молодые «сатанисты» совершали акты вандализма, жестокие ритуалы.
Возраст 15-23 года – это возраст начала многих хронических душевных заболеваний, таких, как шизофрения, биполярные аффективные расстройства. В этом возрасте депрессии часто протекают под маской астении, расстройств поведения, трудно распознаются, нередко становятся причиной суицидальных попыток. По данным суицидологов, возраст 15-23 года, это фактор риска для суицидального поведения. Статистически достоверен пик суицидальных попыток и суицидов именно в этом возрастном периоде. Причиной суицидов у молодых часто становится ситуационные реакции, в которых большую роль играет максимализм молодых. К попыткам суицида у молодых могут привести несущественные с точки зрения зрелого человека причины: неразделенная любовь, отвергнутая дружба, плохая оценка на экзамене, даже проигрыш в спортивном соревновании. У подростка, обдумывающего суицидальную попытку, отмечается изменение сознания по типу «туннельного сознания», когда значимо только то, что касается психотравмирующей ситуации, мышление делается «дихотомическим» — «все или ничего», «пан или пропал», «будет, как я хочу или совсем никак».
Крайне важно заметить подобное состояние у подростка, уделить ему достаточно внимания, понять, посочувствовать, вовремя обратиться к специалисту.
Один из 16-летних подростков как-то отметил, что, пока ему не исполнилось 16 лет, взрослые постоянно волновались, заботились о нем, о его здоровье, интересовались его учебой, увлечениями, когда же ему исполнилось 16 лет, и он окончил школу, потеряли к нему интерес, заявляя: «Решай всё сам, ты уже взрослый!». Хочется напомнить всем взрослым то, что молодые люди 15-23 лет не меньше, чем дети нуждаются в нашем внимании, любви, доброте и сочувствии.
Главный внештатный детский специалист психиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Н.Ю.Лукина